Решение актуальных экологических проблем в Новосибирске
Повышение тарифов на вывоз ТБО, сложности работы с новым региональным оператором, перспектива строительства мусороперерабатывающего завода в Новосибирске, отсутствие культуры и инфраструктуры раздельного сбора мусора — самые яркие и горячие вопросы экологии Новосибирской области обсудили в Domina Hotel 18 апреля 2019. Представители региональной и городской власти, крупного бизнеса и общественных организаций собрались на конференции «Решение актуальных проблем экологии, как путь устойчивого развития Новосибирской области», организованной ИД «Коммерсантъ.
Забота об экологии стоит дорого и далеко не все предприятия готовы вкладывать немалые деньги в охрану окружающей среды. Поэтому роль законодательства и контролирующих функций государства в этом вопросе — ключевая. Юлия Юрченко, специалист по экологии «Пепеляев Групп» рассказала об изменениях законодательства в этой области с 1 января 2019, ужесточивших контроль за выбросами и обязательствами предприятий по защите экологии. «Самые опасные по уровню воздействия на окружающую среду объекты первой категории теперь каждые 7 лет обязаны получать комплексные экологические разрешения (КЭР), — рассказала Юлия. — Для предприятий из «перечня 300» (утверждён Министерством природы) срок подачи заявки для получения КЭР установлен до конца 2022 года. Всем остальным организациям I категории необходимо иметь действующее комплексное экологическое разрешение на 1 января 2025 года. При нарушении требований — привлечение к административной ответственности по статье 8.47 КоАП РФ». Эксперт отметила, что пока предприятия не торопятся проходить экологическую экспертизу и получать КЭР, и в дальнейшем это может создать как очередь, так и огромное количество отрицательных заключений.
Также Юлия рассказала, что принятый в декабре федеральный закон №496-ФЗ обязал предприятия II категории раз в 7 лет подавать декларацию о воздействии на окружающую среду, и многим придётся подготовить её уже 2019 году, чтобы получить разрешения и лимиты на выброс/сброс загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Для предприятий III категории предусмотрена только отчётность по отходам в уведомительном порядке. Также предприятия, использующие наилучшие доступные технологии, имеют право на применение нулевого коэффициента при оплате за выбросы/сбросы. Отдельно Юлия Юрченко рассказала об обязанности предприятий I категории в создании систем автоматического контроля выбросов/сбросов.
Практическую сторону оснащения предприятий подобными системами и получения КЭР осветил в своем докладе заместитель генерального директора КОТЭС Инжиниринг, Алексей Колегов. Он рассказал об опыте КОТЭС в установке подобных систем в России, а также о том, насколько эффективно системы мониторинга работают за рубежом, — например в Эстонии. Он пояснил, из чего состоит система автоматического контроля выбросов, какие есть особенности установки и работы на разных промышленных предприятиях. Алексей отметил, что сроки разработки, поставки и наладки подобных систем составляют от нескольких месяцев до года, а стоимость может достигать 1 миллиона евро на один источник выбросов. Большое впечатление на участников конференции произвёл видеоролик с примером установки системы постоянного мониторинга выбросов на дымовую трубу и специального лифта для её обслуживания на высоте около 100 м. Алексей Колегов добавил, что многие предприятия понимают, что в рамках подготовки документов для КЭР необходимо разработать программу создания системы автоматического контроля. Сегодня КОТЭС Инжиниринг сегодня получает много запросов на технико-экономические обоснования оснащения аналитическим оборудованием источников выбросов, включая определение оптимальных мест установки, сравнение техническо-экономических предложений производителей оборудования, оценку строительных и других инженерных работ на площадке.
Пока в список 300 предприятий, утверждённых приказом No154 от 18.04.2018, попали 5 предприятий Новосибирской области. Это Новосибирские ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-5, Искитимский цементный завод и МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ». Алексей Колегов отметил, что КОТЭС готов участвовать в оснащении этих объектов автоматическими системами контроля выбросов.
Во второй части конференции, развернулась дискуссия «Зелёный Новосибирск. Эффективные механизмы решения экологических проблем», самым ярким участником которой стал Министр природных ресурсов и экологии Новосибирской области Андрей Даниленко. Он отметил положительную тенденцию роста внимания к проблемам экологии в последнее время, связав это с тем, что новосибирцы стали жить лучше. Сама экологическая обстановка Новосибирска, по сравнению с ситуацией 40-летней давности, значительно улучшилась: индекс загрязнения атмосферного воздуха изменился в 5 раз (с 35 до 7). Министр призвал участников дискуссии оценивать экологию региона через призму того, на что мы можем влиять. Ведь изменить, к примеру, экстремальные климатические условия, в которых мы живём, невозможно. А требовать от бизнеса соблюдения требований и минимального воздействия на окружающую среду, — вполне реально.
Модераторами дискуссии выступили Николай Сальников, эксперт фонда «Сибирская политика» и Игорь Украинцев, руководитель регионального отделения Российской экологической партии «Зелёные». К обсуждению присоединились депутат Законодательного собрания НСО Илья Поляков, депутат Совета депутатов города Новосибирска Игорь Титаренко, руководитель Новосибирской общественной организации «Город» Андрей Гудовский и другие. В завершение, присутствующие обсудили резолюцию, состоящую из 10 пунктов. Среди них – предложение законодательно повышать ответственность бизнеса и власти за несоблюдение норм природоохранного законодательства, объединять усилия для сохранения зелёных зон, способствовать распространению корпоративного экологического волонтёрства, внедрить практику раздельного сбора мусора на государственных и муниципальных предприятиях.